Турист Ирина Порунова (aprel2011)
Ирина Порунова — была 23 марта 18:01
Опубликовала отчет за 2020 год. Мало путешествий, много творчества!
Фотоальбом

«Чумовой» праздник тром-аганских ханты

Яркий, самобытный праздник — Слет оленеводов, охотников и рыбаков по традиции проводится в последние выходные марта в деревне Русскинская.
Впервые посетив праздник в прошлом году (об этом есть материалы на сайте здесь и здесь), я стала его рьяной поклонницей, с нетерпением считала дни до следующей поездки ни много ни мало на сорок четвертый Слет оленеводов. Первый Слет был организован в 1974 году для подведения итогов промыслового сезона, поощрения коренных жителей — тром-аганских ханты и повышения соревновательного духа между ними. С годами задачи Слёта расширились, например, для молодых людей из родовых угодий стали проводить различные культурно-массовые мероприятия, на которых они могли познакомиться друг с другом. Во время праздника создаются условия для медицинского осмотра коренных жителей, работают передвижная флюорография и лаборатория анализов крови на ВИЧ.

Для туристов и гостей праздника Слет оленеводов это не только возможность ближе познакомиться с традициями и культурой ханты, купить экзотические товары в виде национальной одежды, шкур животных, сувениров, отведать блюда из оленины и дикоросов, но, прежде всего, шанс побывать на настоящем спортивном празднике. Малыми олимпийскими играми иногда называют это событие.

Весь уклад хантыйской или мансийской семьи испокон века определялся основным занятием отца — охотой, рыболовством и оленеводством. С ранних лет через спортивные игры, которые практически всегда имитировали промысловую и бытовую деятельность, дети познавали окружающую действительность, овладевали необходимыми для жизни умениями. У хантов существовало много состязаний, в которых подросток или взрослый должен был продемонстрировать силу, ловкость и другие качества. Ряд спортивных игр со временем составили северное многоборье.

В настоящее время соревнования по северному многоборью проводятся по следующим видам: метание топора на дальность, метание тынзяна на хорей, прыжки через нарты, бег с палкой по пересеченной местности и другие. О некоторых соревнованиях, увиденных нами на этом «чумовом» празднике, и, конечно, о захватывающих дух гонках на оленьих упряжках, я и хочу рассказать в своей заметке.

И перед тем как предложу вам вместе с нами окунуться в атмосферу этого невероятно колоритного и азартного события, хочу добавить, что в 2017 году Слет оленеводов, рыбаков и охотников был удостоен национальной премии России и титула туристического бренда Сургутского района.

Три крупные этнографические группы ханты (южные, северные и восточные) делятся на более мелкие, называемые обычно по месту проживания - реке или административному центру (например, казымские ханты – по реке Казым, березовкские ханты – по поселку Березово). Хозяева Слета оленеводов в деревне Русскинская относятся к тром-аганским ханты, т.е. их родовые угодья располагаются вдоль течения реки Тром-Аган. Тром –Аган переводится как Божья река, следовательно себя тром-аганские ханты считают людьми Божьей реки. В традиционной культуре ханты река занимает особое место, из поколения в поколение передаётся легенда о рождении на их реке Верховного Бога Торума.
Три крупные этнографические группы ханты (южные, северные и восточные) делятся на более мелкие, называемые обычно по месту проживания - реке или административному центру (например, казымские ханты – по реке Казым, березовкские ханты – по поселку Березово). Хозяева Слета оленеводов в деревне Русскинская относятся к тром-аганским ханты, т.е. их родовые угодья располагаются вдоль течения реки Тром-Аган. Тром –Аган переводится как Божья река, следовательно себя тром-аганские ханты считают людьми Божьей реки. В традиционной культуре ханты река занимает особое место, из поколения в поколение передаётся легенда о рождении на их реке Верховного Бога Торума.
Хантыйский язык состоит из множества диалектов, различающихся иногда настолько, что их носители не понимают друг друга. В хантыйском языке выделяют обдорский, ляпинский, сынский, шурышкарский, казымский, шеркальский диалекты; иртышский, кондинский и демьянский диалекты (сейчас почти исчезнувшие), а также низямский, кеушинский, салымский, сургутский (тромъеганский, юганский, малоюганский, пимский), ваховский, васюганский, вартовский... Нам, простым смертным, конечно, в этом не разобраться… Общепринятая классификация обско-угорских языков принадлежит крупнейшему венгерскому финно-угроведу П. Хайду.
Хантыйский язык состоит из множества диалектов, различающихся иногда настолько, что их носители не понимают друг друга. В хантыйском языке выделяют обдорский, ляпинский, сынский, шурышкарский, казымский, шеркальский диалекты; иртышский, кондинский и демьянский диалекты (сейчас почти исчезнувшие), а также низямский, кеушинский, салымский, сургутский (тромъеганский, юганский, малоюганский, пимский), ваховский, васюганский, вартовский... Нам, простым смертным, конечно, в этом не разобраться… Общепринятая классификация обско-угорских языков принадлежит крупнейшему венгерскому финно-угроведу П. Хайду.
Говорить о внутреннем единстве народа ханты довольно сложно. Отдельные группы внутри этих народов достаточно сильно отличаются друг от друга по главной отрасли в ведении хозяйства (оленеводы, охотники, рыболовы и смешанные формы), по степени распространенности тех или иных орнаментов и верований в духов, но прежде всего, по языку. Отличия между разными диалектами могут быть таковы, что два представителя народа ханты из разных областей предпочтут разговаривать на русском или другом языке, но не на своем родном, так как в этом случае они просто не смогут понять друг друга.
Говорить о внутреннем единстве народа ханты довольно сложно. Отдельные группы внутри этих народов достаточно сильно отличаются друг от друга по главной отрасли в ведении хозяйства (оленеводы, охотники, рыболовы и смешанные формы), по степени распространенности тех или иных орнаментов и верований в духов, но прежде всего, по языку. Отличия между разными диалектами могут быть таковы, что два представителя народа ханты из разных областей предпочтут разговаривать на русском или другом языке, но не на своем родном, так как в этом случае они просто не смогут понять друг друга.
Праздник в деревне Русскинская масштабное, брендовое событие, поэтому не удивительно, что нами были замечены журналисты ведущих телевизионных каналов
Праздник в деревне Русскинская масштабное, брендовое событие, поэтому не удивительно, что нами были замечены журналисты ведущих телевизионных каналов
Будущее всего народа в руках вот таких очаровательных малышей, коих мы видели на празднике много. Смогут ли деды и отцы передать им любовь к традиционному образу жизни, не растворятся ли они в стремительно растущих городах...
Будущее всего народа в руках вот таких очаровательных малышей, коих мы видели на празднике много. Смогут ли деды и отцы передать им любовь к традиционному образу жизни, не растворятся ли они в стремительно растущих городах...
"Мы с тобой одной крови?"
"Мы с тобой одной крови?"
Продавец на ярмарке
Продавец на ярмарке
Фото в хантыйской шубе
Фото в хантыйской шубе
И в древности и сейчас олени очень важны для ханты. Олени часто являются средством обмена или даже мерой стоимости — ведь на отдаленном стойбище не воспользуешься деньгами, а олень и накормит,  и обогреет, и довезет туда, куда нужно. Достаток и благосостояние семьи также напрямую зависит от количества оленей в стаде.
И в древности и сейчас олени очень важны для ханты. Олени часто являются средством обмена или даже мерой стоимости — ведь на отдаленном стойбище не воспользуешься деньгами, а олень и накормит, и обогреет, и довезет туда, куда нужно. Достаток и благосостояние семьи также напрямую зависит от количества оленей в стаде.
Ненецкий поэт и оленевод Юрий Вэлла (Айваседа) (об этом удивительном человеке, «поэте с топором» можно прочитать в моем рассказе «Варьёган - маленькая родина большого человека») написал «Азбуку оленевода», которая была переведена на многие языки мира.  Далее я приведу несколько «заповедей оленевода» от Юрия Вэллы.
Ненецкий поэт и оленевод Юрий Вэлла (Айваседа) (об этом удивительном человеке, «поэте с топором» можно прочитать в моем рассказе «Варьёган - маленькая родина большого человека») написал «Азбуку оленевода», которая была переведена на многие языки мира. Далее я приведу несколько «заповедей оленевода» от Юрия Вэллы.
1.	Если ступни твоих ног будут ступать туда, куда ступают копыта твоих оленей, ты имеешь шанс стать оленеводом.
2.	Построишь много километров ограды-кораля, но оленя не удержишь. Поставишь стойбище, поселишься вместе с детьми и внуками в нем – олени будут держаться вокруг жилища.
1. Если ступни твоих ног будут ступать туда, куда ступают копыта твоих оленей, ты имеешь шанс стать оленеводом. 2. Построишь много километров ограды-кораля, но оленя не удержишь. Поставишь стойбище, поселишься вместе с детьми и внуками в нем – олени будут держаться вокруг жилища.
3.	Не человек пасет оленя, а дымокур. Пусть всегда непрерывно вьется дымок над твоим стойбищем.
4.	Разожги дымокур до прихода оленей, а не после. Если твои олени три раза пришли, а дымокур еще не разведен, они могут больше не прийти.
3. Не человек пасет оленя, а дымокур. Пусть всегда непрерывно вьется дымок над твоим стойбищем. 4. Разожги дымокур до прихода оленей, а не после. Если твои олени три раза пришли, а дымокур еще не разведен, они могут больше не прийти.
5.	Олень – как сухой сучек на дереве: сделаешь неосторожное движение – сломается.
6.	Устраивая свою жизнь, всегда думай и поступай так, чтобы было хорошо и удобно твоим оленям; и только во вторую очередь думай и себе и своих детях. Помни: если сегодня хорошо твоим оленям, то завтра будет хорошо вам.
7.	Если ты стал оленеводом, заключи такой договор с чернолицым (иносказание – медведь): «Я не буду охотиться на твоих детей, и ты не охоться на моих оленей». И держи слово, кокой бы охотничий азарт тебя ни увлек. Тогда у твоих оленей будет меньше проблем.
5. Олень – как сухой сучек на дереве: сделаешь неосторожное движение – сломается. 6. Устраивая свою жизнь, всегда думай и поступай так, чтобы было хорошо и удобно твоим оленям; и только во вторую очередь думай и себе и своих детях. Помни: если сегодня хорошо твоим оленям, то завтра будет хорошо вам. 7. Если ты стал оленеводом, заключи такой договор с чернолицым (иносказание – медведь): «Я не буду охотиться на твоих детей, и ты не охоться на моих оленей». И держи слово, кокой бы охотничий азарт тебя ни увлек. Тогда у твоих оленей будет меньше проблем.
Особенно чтили ханты белых оленей. Образ белой важенки (белой оленихи) вообще окутан мифами и легендами
Особенно чтили ханты белых оленей. Образ белой важенки (белой оленихи) вообще окутан мифами и легендами
Кульминация всего праздника в Русскинской - гонки на оленьих упряжках. Забеги, как и в прошлом году, порадовали огромным количеством напряженных и опасных моментов, когда после старта олени вдруг отказывались бежать по заданной траектории и разворачивались в противоположную сторону, проваливались в сугробы, переворачивали нарты и сбрасывали наездников. Но, кажется, все обошлось без серьезных травм и это очень хорошо.
Кульминация всего праздника в Русскинской - гонки на оленьих упряжках. Забеги, как и в прошлом году, порадовали огромным количеством напряженных и опасных моментов, когда после старта олени вдруг отказывались бежать по заданной траектории и разворачивались в противоположную сторону, проваливались в сугробы, переворачивали нарты и сбрасывали наездников. Но, кажется, все обошлось без серьезных травм и это очень хорошо.
Соревнования "Метание тынзяна на хорей". Тынзян - это ременной аркан длиной не более 30 метров. Его метают от черты круга радиусом пятнадцать метров, в центре которого устанавливается трёхметровый шест (хорей - им погоняют оленью упряжку).
Соревнования "Метание тынзяна на хорей". Тынзян - это ременной аркан длиной не более 30 метров. Его метают от черты круга радиусом пятнадцать метров, в центре которого устанавливается трёхметровый шест (хорей - им погоняют оленью упряжку).
Ямб – Уда – Длинная рука – так называют ханты тынзян. Оленеводу достаточно несколько мгновений, чтобы отловить им среди тысячерогого стада оленя, который выбран. В традиционной жизни мальчики первый аркан получают с рук отца в четыре или пять лет. Первые игры состоят в том, что обычно ловят спиленные рога, небольшие деревца. С девяти лет дети начинают ловить оленят. В тринадцать лет мальчики полностью овладевают навыками обращения с арканом, начинают помогать взрослым при плетении тынзяна.
Ямб – Уда – Длинная рука – так называют ханты тынзян. Оленеводу достаточно несколько мгновений, чтобы отловить им среди тысячерогого стада оленя, который выбран. В традиционной жизни мальчики первый аркан получают с рук отца в четыре или пять лет. Первые игры состоят в том, что обычно ловят спиленные рога, небольшие деревца. С девяти лет дети начинают ловить оленят. В тринадцать лет мальчики полностью овладевают навыками обращения с арканом, начинают помогать взрослым при плетении тынзяна.
Каждый пастух сплетает тынзян сам, вырезая по кругу из оленьей кожи тонкие полоски. Метание тынзяна на дальность – первый экзамен для молодого оленевода, метание на точность – уже экзамен на аттестат зрелости. Носят оленеводы тынзян на себе...
Каждый пастух сплетает тынзян сам, вырезая по кругу из оленьей кожи тонкие полоски. Метание тынзяна на дальность – первый экзамен для молодого оленевода, метание на точность – уже экзамен на аттестат зрелости. Носят оленеводы тынзян на себе...
Соревнования "Прыжки через нарты". Навыки перепрыгивания через нарты необходимы в повседневной жизни оленевода. Например, при необходимости сохранить оленя запряженного в обоз. Обоз представляет собой соединение семи-восьми нарт, к каждой из которых запряжено по два оленя. Эти олени, в свою очередь, привязаны к впереди идущей нарте. Один из оленей, тянущий грузовую нарту может упасть. Обоз же будет продолжать движение и если вовремя не подоспеть, то оленя затянет петля. Чтобы сохранить животное, необходимо очень быстро добраться до него. При этом оленевод должен перепрыгнуть через определенное количество нарт обоза. Эти навыки путем многократных упражнений доводились до автоматизма.
Соревнования "Прыжки через нарты". Навыки перепрыгивания через нарты необходимы в повседневной жизни оленевода. Например, при необходимости сохранить оленя запряженного в обоз. Обоз представляет собой соединение семи-восьми нарт, к каждой из которых запряжено по два оленя. Эти олени, в свою очередь, привязаны к впереди идущей нарте. Один из оленей, тянущий грузовую нарту может упасть. Обоз же будет продолжать движение и если вовремя не подоспеть, то оленя затянет петля. Чтобы сохранить животное, необходимо очень быстро добраться до него. При этом оленевод должен перепрыгнуть через определенное количество нарт обоза. Эти навыки путем многократных упражнений доводились до автоматизма.
Соревнования по прыжкам через нарты проводятся на заснеженной площадке, где устанавливают 10 обычных нарт в один ряд параллельно друг другу. Сейчас часто нарты заменяют вот такими деревянными барьерами. Выигрывает тот, кто без отдыха перепрыгнет наибольшее количество нарт.
Соревнования по прыжкам через нарты проводятся на заснеженной площадке, где устанавливают 10 обычных нарт в один ряд параллельно друг другу. Сейчас часто нарты заменяют вот такими деревянными барьерами. Выигрывает тот, кто без отдыха перепрыгнет наибольшее количество нарт.
Нюл-тахли – традиционная борьба у народов ханты и манси известна в нескольких вариантах – на вольную, на поясах и в обхват. Борцы подражали технике борьбы медведя, образ которого был тотемом. Некоторые из борцов даже решались на противоборство с медведем. Интересно, что можно провести параллель борьбы нюл-тахли с русской борьбой в обхват, которая называлась  медвежьей борьбой.
Нюл-тахли – традиционная борьба у народов ханты и манси известна в нескольких вариантах – на вольную, на поясах и в обхват. Борцы подражали технике борьбы медведя, образ которого был тотемом. Некоторые из борцов даже решались на противоборство с медведем. Интересно, что можно провести параллель борьбы нюл-тахли с русской борьбой в обхват, которая называлась медвежьей борьбой.
Схватки проводятся по традиционным правилам: борьба проходит с захватом в обхват, который нельзя распускать до конца схватки; для победы необходимо повергнуть соперника на землю; побеждает тот, кто первым принудит соперника коснуться земли боком или спиной, а сам в этот момент окажется в положении верхнего.
Схватки проводятся по традиционным правилам: борьба проходит с захватом в обхват, который нельзя распускать до конца схватки; для победы необходимо повергнуть соперника на землю; побеждает тот, кто первым принудит соперника коснуться земли боком или спиной, а сам в этот момент окажется в положении верхнего.
Интересно, в качестве судей на борьбу нюл-тахли были приглашены спортсмены из клуба вольной и греко-римской борьбы Сургутского района, в основном ребята с Северного Кавказа:)
Интересно, в качестве судей на борьбу нюл-тахли были приглашены спортсмены из клуба вольной и греко-римской борьбы Сургутского района, в основном ребята с Северного Кавказа:)
Еще один вид соревнований - перетягивание палки
Еще один вид соревнований - перетягивание палки
На протяжении всего «чумового праздника» на сцене выступали национальные коллективы с песнями, танцами. Были и конкурсы.
На протяжении всего «чумового праздника» на сцене выступали национальные коллективы с песнями, танцами. Были и конкурсы.
Мы посмотрели конкурс «Золотые руки мамы», где женщины демонстрировали невероятные наряды и шубы, сшитые своими руками для всей семьи.
Мы посмотрели конкурс «Золотые руки мамы», где женщины демонстрировали невероятные наряды и шубы, сшитые своими руками для всей семьи.
Также женщины соревновались, кто быстрее и лучше изготовит "таёжные салфетки". Участницы получили толстые осиновые ветки и по команде острым ножом стали снимать с веток тонкие стружки. Чем тоньше и мягче стружка, тем лучше салфетка (комок стружек).
Также женщины соревновались, кто быстрее и лучше изготовит "таёжные салфетки". Участницы получили толстые осиновые ветки и по команде острым ножом стали снимать с веток тонкие стружки. Чем тоньше и мягче стружка, тем лучше салфетка (комок стружек).
С готовой "таёжной салфеткой" в руках. Такую салфетку можно использовать в хозяйстве для совершенно разных целей.
С готовой "таёжной салфеткой" в руках. Такую салфетку можно использовать в хозяйстве для совершенно разных целей.
Посидеть в нарте в настоящей хантыйской шубе большое удовольствие
Посидеть в нарте в настоящей хантыйской шубе большое удовольствие
Фото у скульптуры самого страшного "хищника" нашего края, фото с комаром:)
Фото у скульптуры самого страшного "хищника" нашего края, фото с комаром:)
Довольные и счастливые мы покидали Русскинскую и не говорили ей "прощай", а лишь "до свидания"! Кажется, Слет оленеводов - добрая традиция уже и для нашей семьи.
Довольные и счастливые мы покидали Русскинскую и не говорили ей "прощай", а лишь "до свидания"! Кажется, Слет оленеводов - добрая традиция уже и для нашей семьи.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курортах: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому