Порунова Ирина (aprel2011)
828 2 092
24 415
413 018  
Ирина Порунова » Фотоальбомы » Давайте знакомиться: коренные жители Югры
(3324) NIKON D3200

Давайте знакомиться: коренные жители Югры

 

В марте 2017 года мне посчастливилось побывать на национальном празднике аборигенов Сургутского района - Слёте оленеводов, рыбаков и охотников в деревне Русскинская. Поездка получилась насыщенной и полной эмоций, поэтому я решила сделать несколько разных материалов для сайта Туристер. Данный фотоальбом будет посвящен коренным жителям Югры.

Ханты и манси, по-другому обские угры, являются родственными по языковой группе с венграми, которых называют ещё уграми дунайскими. В переводе, название «ханты» означает «люди», а «манси» - «человек». Раньше ханты и манси было принято называть остяками и вогулами соответственно.

На территории Югры в настоящее время расположено 72 стойбища, где люди, как и 300 лет назад, живут в юртах, занимаются охотой, оленеводством, рыбалкой, сбором дикоросов. Однако, время вносит свои коррективы в быт ханты и манси. И сейчас они ездят на вездеходах, летом на лов рыбы отправляются на моторных лодках, но по-прежнему главным своим богатством считают оленей.

По своей натуре ханты и манси - очень добродушные и приветливые, гостеприимные, дружелюбные и сдержанные. Внешние проявления эмоций: любовь, привязанность, ненависть – в среде обских угров не приветствуются.

Взаимоотношения родственников в хантыйских и мансийских семьях подчинены этическими установками, которые сложились в течение ряда веков. Основное правило – почитание старших и забота о младших. Не принято возражать родителям, повышать голос, поднимать руку на ребёнка. Главой семьи считается муж, а жена во многих отношениях подчиняется ему, при этом каждый имеет свои обязанности. Воспитанием в семье обычно занимается бабушка. Мама ведёт домашнее хозяйство, а отец - целыми днями на охоте или рыбалке.

В семьях принято обращаются друг к другу чаще не именами, а терминами родства, вот пример из хантыйского словаря: отец –Ащи, мать – Анки, сын – Пох, дочь – Эви, старший брат – Йигноп, старшая сестра – Йигэви, младший брат – Апси, младшая сестра - Ай йигэви, дедушка – Сятсяси, бабушка - Анканки, прадедушка – Опрась, прабабушка – Унсяси, внучка – Хитнэ, внук – Хиты.

Если вдруг моё вступление стало отдавать официозом и энциклопедичностью, сообщу читателям еще одну фразу - "Ешак хуят". Как вы думаете, что она означает? Правильно, "дорогой друг", с этих слов начиналось вступительное слово в книге детских сказок народов Севера... Еще "богатырь" позабавил - "похатур"...

Большую часть года ханты и манси, сохраняя традиционный уклад, живут достаточно уединенно на своих стойбищах. Но несколько раз в год по большим праздникам, к таким относится и Слёт оленеводов, приезжают, чтобы пообщаться друг с другом, поторговать и помериться силой, ловкостью в традиционных видах спорта. И, конечно, облачаются в лучшие одежды, соответствующие празднику...

Одежда народов Севера очень рациональна и приспособлена к местным климатическим условиям, хозяйственной деятельности и образу жизни. В основном для ее изготовления используются местные материалы: шкуры оленей, диких зверей, птиц (гагар, лебедей, уток и др.), кожа рыб. Широко применяется ровдуга – замша из оленьих или лосиных шкур.
Утепляют одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев. Чрезвычайно большую роль играют шкуры домашних и диких оленей, добытых в тайге.
Патриотичная такая малица...
Юная красавица...
Зимой носят двуслойную или однослойную одежду из оленьих, реже собачьих шкур, летом – выношенные зимние шубы, парки, малицы, а также одежду из ровдуги, ткани. Покупные ткани ханты и манси стали использовать очень давно, из них шьют не только летнюю, но и зимнюю одежду – халаты или кафтаны на меху. Хлопчатобумажными тканями, сукном покрывают также верх меховых шуб и малиц.
У ханты и манси замужние женщины и женатые мужчины «избегают» определённых родственников: женщины не показывают руки и закрывают лицо и волосы платком от старших родственников мужа, невестка – от свекра и деверя, тёща – от зятя, не обращаются к ним напрямую, а лишь через других лиц. В свою очередь зять должен избегать общения с тёщей, а при встрече с ней обязательно надевает шапку, пряча под ней лицо.
Традиция "избегания" сильно осложняла фотографирование женщин...
Между собой супруги также очень мало разговаривают, так как их обязанности строго распределены, и они научаются понимать друг друга без слов.
Будущее любого народа - в детях. Было очень радостно увидеть на празднике большое количество детей. Демографический кризис коренным народам Югры, видимо, не грозит...
Будущее Югры...
То не солнце выплывало Из-за яра кораблем, Не луна, как то бывало, Восходила над бугром, Не созвездьями сверкнуло Небо синее в ночи, То не пламя полыхнуло Из охотничьей печи. То красой своей сияя, Вышла девица во двор. Будто курочка лесная, Что ни перышко — узор. И стройна, и светлолика, Не бывает веселей. Губы — спелая брусника, Зубы инея белей Косы черные, тугие, Шелковисты и длинны, Брови — струйки смоляные, Как рукой наведены. Удивительного нрава, Будто летняя река, Не ревнива, не лукава Дочь лесного остяка. Сергей Сметанин
Меховые шубы северные ханты и манси украшают узорами, выполненными мозаикой из меха двух цветов и полосками из цветного сукна, вшитыми в швы вдоль узора и по его контуру. Узорные полосы располагают вдоль основных швов одежды. Подол и полы оторачивают широкой полосой короткошерстного меха иного тона, чем шуба.