aprel2011
Ирина Порунова
была сегодня 22:13
Фотоальбом

«Чумовой» праздник тром-аганских ханты

Яркий, самобытный праздник — Слет оленеводов, охотников и рыбаков по традиции проводится в последние выходные марта в деревне Русскинская.
Впервые посетив праздник в прошлом году (об этом есть материалы на сайте здесь и здесь), я стала его рьяной поклонницей, с нетерпением считала дни до следующей поездки ни много ни мало на сорок четвертый Слет оленеводов. Первый Слет был организован в 1974 году для подведения итогов промыслового сезона, поощрения коренных жителей — тром-аганских ханты и повышения соревновательного духа между ними. С годами задачи Слёта расширились, например, для молодых людей из родовых угодий стали проводить различные культурно-массовые мероприятия, на которых они могли познакомиться друг с другом. Во время праздника создаются условия для медицинского осмотра коренных жителей, работают передвижная флюорография и лаборатория анализов крови на ВИЧ.

Для туристов и гостей праздника Слет оленеводов это не только возможность ближе познакомиться с традициями и культурой ханты, купить экзотические товары в виде национальной одежды, шкур животных, сувениров, отведать блюда из оленины и дикоросов, но, прежде всего, шанс побывать на настоящем спортивном празднике. Малыми олимпийскими играми иногда называют это событие.

Весь уклад хантыйской или мансийской семьи испокон века определялся основным занятием отца — охотой, рыболовством и оленеводством. С ранних лет через спортивные игры, которые практически всегда имитировали промысловую и бытовую деятельность, дети познавали окружающую действительность, овладевали необходимыми для жизни умениями. У хантов существовало много состязаний, в которых подросток или взрослый должен был продемонстрировать силу, ловкость и другие качества. Ряд спортивных игр со временем составили северное многоборье.

В настоящее время соревнования по северному многоборью проводятся по следующим видам: метание топора на дальность, метание тынзяна на хорей, прыжки через нарты, бег с палкой по пересеченной местности и другие. О некоторых соревнованиях, увиденных нами на этом «чумовом» празднике, и, конечно, о захватывающих дух гонках на оленьих упряжках, я и хочу рассказать в своей заметке.

И перед тем как предложу вам вместе с нами окунуться в атмосферу этого невероятно колоритного и азартного события, хочу добавить, что в 2017 году Слет оленеводов, рыбаков и охотников был удостоен национальной премии России и титула туристического бренда Сургутского района.

Три крупные этнографические группы ханты (южные, северные и восточные) делятся на более мелкие, называемые обычно по месту проживания - реке или административному центру (например, казымские ханты – по реке Казым, березовкские ханты – по поселку Березово). Хозяева Слета оленеводов в деревне Русскинская относятся к тром-аганским ханты, т.е. их родовые угодья располагаются вдоль течения реки Тром-Аган. Тром –Аган переводится как Божья река, следовательно себя тром-аганские ханты считают людьми Божьей реки. В традиционной культуре ханты река занимает особое место, из поколения в поколение передаётся легенда о рождении на их реке Верховного Бога Торума.
Три крупные этнографические группы ханты (южные, северные и восточные) делятся на более мелкие, называемые обычно по месту проживания - реке или административному центру (например, казымские ханты – по реке Казым, березовкские ханты – по поселку Березово). Хозяева Слета оленеводов в деревне Русскинская относятся к тром-аганским ханты, т.е. их родовые угодья располагаются вдоль течения реки Тром-Аган. Тром –Аган переводится как Божья река, следовательно себя тром-аганские ханты считают людьми Божьей реки. В традиционной культуре ханты река занимает особое место, из поколения в поколение передаётся легенда о рождении на их реке Верховного Бога Торума.
Хантыйский язык состоит из множества диалектов, различающихся иногда настолько, что их носители не понимают друг друга. В хантыйском языке выделяют обдорский, ляпинский, сынский, шурышкарский, казымский, шеркальский диалекты; иртышский, кондинский и демьянский диалекты (сейчас почти исчезнувшие), а также низямский, кеушинский, салымский, сургутский (тромъеганский, юганский, малоюганский, пимский), ваховский, васюганский, вартовский... Нам, простым смертным, конечно, в этом не разобраться… Общепринятая классификация обско-угорских языков принадлежит крупнейшему венгерскому финно-угроведу П. Хайду.
Хантыйский язык состоит из множества диалектов, различающихся иногда настолько, что их носители не понимают друг друга. В хантыйском языке выделяют обдорский, ляпинский, сынский, шурышкарский, казымский, шеркальский диалекты; иртышский, кондинский и демьянский диалекты (сейчас почти исчезнувшие), а также низямский, кеушинский, салымский, сургутский (тромъеганский, юганский, малоюганский, пимский), ваховский, васюганский, вартовский... Нам, простым смертным, конечно, в этом не разобраться… Общепринятая классификация обско-угорских языков принадлежит крупнейшему венгерскому финно-угроведу П. Хайду.
Говорить о внутреннем единстве народа ханты довольно сложно. Отдельные группы внутри этих народов достаточно сильно отличаются друг от друга по главной отрасли в ведении хозяйства (оленеводы, охотники, рыболовы и смешанные формы), по степени распространенности тех или иных орнаментов и верований в духов, но прежде всего, по языку. Отличия между разными диалектами могут быть таковы, что два представителя народа ханты из разных областей предпочтут разговаривать на русском или другом языке, но не на своем родном, так как в этом случае они просто не смогут понять друг друга.
Говорить о внутреннем единстве народа ханты довольно сложно. Отдельные группы внутри этих народов достаточно сильно отличаются друг от друга по главной отрасли в ведении хозяйства (оленеводы, охотники, рыболовы и смешанные формы), по степени распространенности тех или иных орнаментов и верований в духов, но прежде всего, по языку. Отличия между разными диалектами могут быть таковы, что два представителя народа ханты из разных областей предпочтут разговаривать на русском или другом языке, но не на своем родном, так как в этом случае они просто не смогут понять друг друга.
Праздник в деревне Русскинская масштабное, брендовое событие, поэтому не удивительно, что нами были замечены журналисты ведущих телевизионных каналов
Праздник в деревне Русскинская масштабное, брендовое событие, поэтому не удивительно, что нами были замечены журналисты ведущих телевизионных каналов
Будущее всего народа в руках вот таких очаровательных малышей, коих мы видели на празднике много. Смогут ли деды и отцы передать им любовь к традиционному образу жизни, не растворятся ли они в стремительно растущих городах...
Будущее всего народа в руках вот таких очаровательных малышей, коих мы видели на празднике много. Смогут ли деды и отцы передать им любовь к традиционному образу жизни, не растворятся ли они в стремительно растущих городах...
"Мы с тобой одной крови?"
"Мы с тобой одной крови?"
Продавец на ярмарке
Продавец на ярмарке
Фото в хантыйской шубе
Фото в хантыйской шубе
И в древности и сейчас олени очень важны для ханты. Олени часто являются средством обмена или даже мерой стоимости — ведь на отдаленном стойбище не воспользуешься деньгами, а олень и накормит,  и обогреет, и довезет туда, куда нужно. Достаток и благосостояние семьи также напрямую зависит от количества оленей в стаде.
И в древности и сейчас олени очень важны для ханты. Олени часто являются средством обмена или даже мерой стоимости — ведь на отдаленном стойбище не воспользуешься деньгами, а олень и накормит, и обогреет, и довезет туда, куда нужно. Достаток и благосостояние семьи также напрямую зависит от количества оленей в стаде.
Ненецкий поэт и оленевод Юрий Вэлла (Айваседа) (об этом удивительном человеке, «поэте с топором» можно прочитать в моем рассказе «Варьёган - маленькая родина большого человека») написал «Азбуку оленевода», которая была переведена на многие языки мира.  Далее я приведу несколько «заповедей оленевода» от Юрия Вэллы.
Ненецкий поэт и оленевод Юрий Вэлла (Айваседа) (об этом удивительном человеке, «поэте с топором» можно прочитать в моем рассказе «Варьёган - маленькая родина большого человека») написал «Азбуку оленевода», которая была переведена на многие языки мира. Далее я приведу несколько «заповедей оленевода» от Юрия Вэллы.
1.	Если ступни твоих ног будут ступать туда, куда ступают копыта твоих оленей, ты имеешь шанс стать оленеводом.
2.	Построишь много километров ограды-кораля, но оленя не удержишь. Поставишь стойбище, поселишься вместе с детьми и внуками в нем – олени будут держаться вокруг жилища.
1. Если ступни твоих ног будут ступать туда, куда ступают копыта твоих оленей, ты имеешь шанс стать оленеводом. 2. Построишь много километров ограды-кораля, но оленя не удержишь. Поставишь стойбище, поселишься вместе с детьми и внуками в нем – олени будут держаться вокруг жилища.
3.	Не человек пасет оленя, а дымокур. Пусть всегда непрерывно вьется дымок над твоим стойбищем.
4.	Разожги дымокур до прихода оленей, а не после. Если твои олени три раза пришли, а дымокур еще не разведен, они могут больше не прийти.
3. Не человек пасет оленя, а дымокур. Пусть всегда непрерывно вьется дымок над твоим стойбищем. 4. Разожги дымокур до прихода оленей, а не после. Если твои олени три раза пришли, а дымокур еще не разведен, они могут больше не прийти.
5.	Олень – как сухой сучек на дереве: сделаешь неосторожное движение – сломается.
6.	Устраивая свою жизнь, всегда думай и поступай так, чтобы было хорошо и удобно твоим оленям; и только во вторую очередь думай и себе и своих детях. Помни: если сегодня хорошо твоим оленям, то завтра будет хорошо вам.
7.	Если ты стал оленеводом, заключи такой договор с чернолицым (иносказание – медведь): «Я не буду охотиться на твоих детей, и ты не охоться на моих оленей». И держи слово, кокой бы охотничий азарт тебя ни увлек. Тогда у твоих оленей будет меньше проблем.
5. Олень – как сухой сучек на дереве: сделаешь неосторожное движение – сломается. 6. Устраивая свою жизнь, всегда думай и поступай так, чтобы было хорошо и удобно твоим оленям; и только во вторую очередь думай и себе и своих детях. Помни: если сегодня хорошо твоим оленям, то завтра будет хорошо вам. 7. Если ты стал оленеводом, заключи такой договор с чернолицым (иносказание – медведь): «Я не буду охотиться на твоих детей, и ты не охоться на моих оленей». И держи слово, кокой бы охотничий азарт тебя ни увлек. Тогда у твоих оленей будет меньше проблем.
Особенно чтили ханты белых оленей. Образ белой важенки (белой оленихи) вообще окутан мифами и легендами
Особенно чтили ханты белых оленей. Образ белой важенки (белой оленихи) вообще окутан мифами и легендами
Кульминация всего праздника в Русскинской - гонки на оленьих упряжках. Забеги, как и в прошлом году, порадовали огромным количеством напряженных и опасных моментов, когда после старта олени вдруг отказывались бежать по заданной траектории и разворачивались в противоположную сторону, проваливались в сугробы, переворачивали нарты и сбрасывали наездников. Но, кажется, все обошлось без серьезных травм и это очень хорошо.
Кульминация всего праздника в Русскинской - гонки на оленьих упряжках. Забеги, как и в прошлом году, порадовали огромным количеством напряженных и опасных моментов, когда после старта олени вдруг отказывались бежать по заданной траектории и разворачивались в противоположную сторону, проваливались в сугробы, переворачивали нарты и сбрасывали наездников. Но, кажется, все обошлось без серьезных травм и это очень хорошо.
Соревнования "Метание тынзяна на хорей". Тынзян - это ременной аркан длиной не более 30 метров. Его метают от черты круга радиусом пятнадцать метров, в центре которого устанавливается трёхметровый шест (хорей - им погоняют оленью упряжку).
Соревнования "Метание тынзяна на хорей". Тынзян - это ременной аркан длиной не более 30 метров. Его метают от черты круга радиусом пятнадцать метров, в центре которого устанавливается трёхметровый шест (хорей - им погоняют оленью упряжку).
Ямб – Уда – Длинная рука – так называют ханты тынзян. Оленеводу достаточно несколько мгновений, чтобы отловить им среди тысячерогого стада оленя, который выбран. В традиционной жизни мальчики первый аркан получают с рук отца в четыре или пять лет. Первые игры состоят в том, что обычно ловят спиленные рога, небольшие деревца. С девяти лет дети начинают ловить оленят. В тринадцать лет мальчики полностью овладевают навыками обращения с арканом, начинают помогать взрослым при плетении тынзяна.
Ямб – Уда – Длинная рука – так называют ханты тынзян. Оленеводу достаточно несколько мгновений, чтобы отловить им среди тысячерогого стада оленя, который выбран. В традиционной жизни мальчики первый аркан получают с рук отца в четыре или пять лет. Первые игры состоят в том, что обычно ловят спиленные рога, небольшие деревца. С девяти лет дети начинают ловить оленят. В тринадцать лет мальчики полностью овладевают навыками обращения с арканом, начинают помогать взрослым при плетении тынзяна.
Каждый пастух сплетает тынзян сам, вырезая по кругу из оленьей кожи тонкие полоски. Метание тынзяна на дальность – первый экзамен для молодого оленевода, метание на точность – уже экзамен на аттестат зрелости. Носят оленеводы тынзян на себе...
Каждый пастух сплетает тынзян сам, вырезая по кругу из оленьей кожи тонкие полоски. Метание тынзяна на дальность – первый экзамен для молодого оленевода, метание на точность – уже экзамен на аттестат зрелости. Носят оленеводы тынзян на себе...
Соревнования "Прыжки через нарты". Навыки перепрыгивания через нарты необходимы в повседневной жизни оленевода. Например, при необходимости сохранить оленя запряженного в обоз. Обоз представляет собой соединение семи-восьми нарт, к каждой из которых запряжено по два оленя. Эти олени, в свою очередь, привязаны к впереди идущей нарте. Один из оленей, тянущий грузовую нарту может упасть. Обоз же будет продолжать движение и если вовремя не подоспеть, то оленя затянет петля. Чтобы сохранить животное, необходимо очень быстро добраться до него. При этом оленевод должен перепрыгнуть через определенное количество нарт обоза. Эти навыки путем многократных упражнений доводились до автоматизма.
Соревнования "Прыжки через нарты". Навыки перепрыгивания через нарты необходимы в повседневной жизни оленевода. Например, при необходимости сохранить оленя запряженного в обоз. Обоз представляет собой соединение семи-восьми нарт, к каждой из которых запряжено по два оленя. Эти олени, в свою очередь, привязаны к впереди идущей нарте. Один из оленей, тянущий грузовую нарту может упасть. Обоз же будет продолжать движение и если вовремя не подоспеть, то оленя затянет петля. Чтобы сохранить животное, необходимо очень быстро добраться до него. При этом оленевод должен перепрыгнуть через определенное количество нарт обоза. Эти навыки путем многократных упражнений доводились до автоматизма.
Соревнования по прыжкам через нарты проводятся на заснеженной площадке, где устанавливают 10 обычных нарт в один ряд параллельно друг другу. Сейчас часто нарты заменяют вот такими деревянными барьерами. Выигрывает тот, кто без отдыха перепрыгнет наибольшее количество нарт.
Соревнования по прыжкам через нарты проводятся на заснеженной площадке, где устанавливают 10 обычных нарт в один ряд параллельно друг другу. Сейчас часто нарты заменяют вот такими деревянными барьерами. Выигрывает тот, кто без отдыха перепрыгнет наибольшее количество нарт.
Нюл-тахли – традиционная борьба у народов ханты и манси известна в нескольких вариантах – на вольную, на поясах и в обхват. Борцы подражали технике борьбы медведя, образ которого был тотемом. Некоторые из борцов даже решались на противоборство с медведем. Интересно, что можно провести параллель борьбы нюл-тахли с русской борьбой в обхват, которая называлась  медвежьей борьбой.
Нюл-тахли – традиционная борьба у народов ханты и манси известна в нескольких вариантах – на вольную, на поясах и в обхват. Борцы подражали технике борьбы медведя, образ которого был тотемом. Некоторые из борцов даже решались на противоборство с медведем. Интересно, что можно провести параллель борьбы нюл-тахли с русской борьбой в обхват, которая называлась медвежьей борьбой.
Схватки проводятся по традиционным правилам: борьба проходит с захватом в обхват, который нельзя распускать до конца схватки; для победы необходимо повергнуть соперника на землю; побеждает тот, кто первым принудит соперника коснуться земли боком или спиной, а сам в этот момент окажется в положении верхнего.
Схватки проводятся по традиционным правилам: борьба проходит с захватом в обхват, который нельзя распускать до конца схватки; для победы необходимо повергнуть соперника на землю; побеждает тот, кто первым принудит соперника коснуться земли боком или спиной, а сам в этот момент окажется в положении верхнего.
Интересно, в качестве судей на борьбу нюл-тахли были приглашены спортсмены из клуба вольной и греко-римской борьбы Сургутского района, в основном ребята с Северного Кавказа:)
Интересно, в качестве судей на борьбу нюл-тахли были приглашены спортсмены из клуба вольной и греко-римской борьбы Сургутского района, в основном ребята с Северного Кавказа:)
Еще один вид соревнований - перетягивание палки
Еще один вид соревнований - перетягивание палки
На протяжении всего «чумового праздника» на сцене выступали национальные коллективы с песнями, танцами. Были и конкурсы.
На протяжении всего «чумового праздника» на сцене выступали национальные коллективы с песнями, танцами. Были и конкурсы.
Мы посмотрели конкурс «Золотые руки мамы», где женщины демонстрировали невероятные наряды и шубы, сшитые своими руками для всей семьи.
Мы посмотрели конкурс «Золотые руки мамы», где женщины демонстрировали невероятные наряды и шубы, сшитые своими руками для всей семьи.
Также женщины соревновались, кто быстрее и лучше изготовит "таёжные салфетки". Участницы получили толстые осиновые ветки и по команде острым ножом стали снимать с веток тонкие стружки. Чем тоньше и мягче стружка, тем лучше салфетка (комок стружек).
Также женщины соревновались, кто быстрее и лучше изготовит "таёжные салфетки". Участницы получили толстые осиновые ветки и по команде острым ножом стали снимать с веток тонкие стружки. Чем тоньше и мягче стружка, тем лучше салфетка (комок стружек).
С готовой "таёжной салфеткой" в руках. Такую салфетку можно использовать в хозяйстве для совершенно разных целей.
С готовой "таёжной салфеткой" в руках. Такую салфетку можно использовать в хозяйстве для совершенно разных целей.
Посидеть в нарте в настоящей хантыйской шубе большое удовольствие
Посидеть в нарте в настоящей хантыйской шубе большое удовольствие
Фото у скульптуры самого страшного "хищника" нашего края, фото с комаром:)
Фото у скульптуры самого страшного "хищника" нашего края, фото с комаром:)
Довольные и счастливые мы покидали Русскинскую и не говорили ей "прощай", а лишь "до свидания"! Кажется, Слет оленеводов - добрая традиция уже и для нашей семьи.
Довольные и счастливые мы покидали Русскинскую и не говорили ей "прощай", а лишь "до свидания"! Кажется, Слет оленеводов - добрая традиция уже и для нашей семьи.

Комментарии к альбому

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.
KonstantinPavlov
Уже традиционный Ваш альбом! Всегда смотрю с интересом!
elenarossi
Неизменно нравится вся эта серия!!
Vlad_TA
Ира, совершенно потрясающий альбом! Для меня это вообще, как путешествие в другой мир. Удивили одежды этих людей! Сколько цвета, какой декор! В связи с этим возникло несколько вопросов. Большинство одеяний украшено орнаментами на основе какого-то зигзага. На других основа орнамента, крестообразная. Есть еще какие то но их меньше. Выражают, означают-ли, что-либо эти орнаменты. Особенно удивили меня цветные орнаменты на шубах. Как они делаются. Это что, вшивки в основную шкуру? Или окраска меха? Причём, те же орнаменты заметил и на обуви.. На этих удивительных... валенках?сапогах?.
Удивило меня и то, что язык этих людей относится к фино-угорской группе. Как он к ним попал? Или наоборот, он от них попал к венграм?
Поразительно было и увидать сблизи этих оленей. Удивительные животные. Бросилось в глаза что они совсем не выглядят родственниками оленей европейских лесов, или оленей живущих у нас. Это какое-то особое животное! А скажите, они все одомашенные, или есть и в дикой природе?
Хотя Ваш рассказ породил у меня много вопросов, этими пока ограничусь.
Хочу только высказать восхищение Вашими спортивными снимками. Очень здорово копозиционно. Прекрасно переданна динамика, движение, скорость. Браво!
И спасибо Вам!
aprel2011
Владимир, большое спасибо за интерес к моему материалу. Постараюсь ответить на Ваши вопросы насколько смогу...
Vlad_TA писал 1 апреля 2018 г. 15:39
Большинство одеяний украшено орнаментами на основе какого-то зигзага. На других основа орнамента, крестообразная. Есть еще какие то но их меньше. Выражают, означают-ли, что-либо эти орнаменты.

Орнаментальная культура – это огромный, пока еще мало изученный пласт тесно связанный с мифологией. В среде ханты, ведущих традиционный образ жизни, немыслимым считается пользоваться вещью, если она не орнаментирована. Орнамент имеет огромное эстетическое значение, кроме того, это – форма защитной магии, связь с миром духов. Нет ни одного случайного узора на одежде. Зооантропоморфные изображения чаще всего встречаются на предметах, связанных с религиозным культом. Одним из самых ярких является образ «Лованг-хо» («Человек на лошади»). Среди зооморфных мотивов широко известны различные изображения медведя. «Медвежьи» орнаменты используются на детских меховых шубках, малицах, парках, являясь как бы оберегом – обычно это «медвежьи уши», «медвежий позвоночник», «медвежий след».Орнамент «Оленьи рога» связан с почитанием оленя. Изображения оленьих рогов, символизирующих самого оленя, могут иметь значение процветания. Орнамент "оленьи рога" тоже подразделяется на малые, большие, красивые, детские. Узоры-птицы представлены глухаркой, чайкой, трясогузкой, журавлем, уточками и двухголовой птицей. Глухарка имеет исключительно важную роль в представлениях ханты о душе человека. Есть особые изображения «глухарки сна», помещаемой на детские люльки.Есть еще "солнце", "ветка березы" и многое другое... Вообще на эту тему диссертации можно писать, настолько она ёмкая и интересная.
Vlad_TA писал 1 апреля 2018 г. 15:39
Особенно удивили меня цветные орнаменты на шубах. Как они делаются. Это что, вшивки в основную шкуру? Или окраска меха?

Для изготовления традиционной зимней одежды используются местные материалы: шкуры оленей, диких зверей, птиц (гагар, лебедей, уток и др.), кожа рыб. Широко применяется ровдуга – замша из оленьих или лосиных шкур. Зимой носят двуслойную или однослойную одежду из оленьих, реже собачьих шкур. Покупные ткани ханты и манси стали использовать очень давно. Хлопчатобумажными тканями, сукном покрывают также верх меховых шуб и малиц. Меховые шубы северные ханты и манси украшают узорами, выполненными мозаикой из меха двух цветов и полосками из цветного сукна, вшитыми в швы вдоль узора и по его контуру. Узорные полосы в виде аппликаций располагают вдоль основных швов одежды. Подол и полы оторачивают широкой полосой короткошерстного меха иного тона, чем шуба.
Vlad_TA писал 1 апреля 2018 г. 15:39
валенках?сапогах?.

Национальная обувь ханты называется кисы, пимы или унты. Конечно, они тоже украшаются орнаментами.
Vlad_TA писал 1 апреля 2018 г. 15:39
Удивило меня и то, что язык этих людей относится к фино-угорской группе. Как он к ним попал? Или наоборот, он от них попал к венграм?

Ханты и манси называются обскими уграми. Угры — это обобщенное название, присвоенное родственным по языку народам. Помимо уже упомянутых ханты и манси к этой группе относятся и венгры. Различаются угры обские (ханты и манси) и дунайские (венгры). Как легко догадаться «обские» и «дунайские» по названиям рек Обь и Дунай, у которых проживали народы. Само название «ханты» означает «люди», а «манси» — «человек». Ученые доказали, что миграция угров проходила именно от Оби к Дунаю.
А скажите, они все одомашенные, или есть и в дикой природе?

Лесные олени существуют до сих пор. Домашних оленей выпускают в лес на свободный выпас, так как только в лесу они могут найти ягель, который является для них самой главной частью рациона. Для ханты, кстати, всегда есть риск, что домашний олень может прибиться к лесному стаду и не вернуться. Олени действительно совсем невелики по своим размерам.
Надеюсь, что на какие-то вопросы я смогла ответить, хотя в рамках комментария это достаточно сложно. Спасибо еще раз за интерес
Vlad_TA
Ира, огромное спасибо за очень полные и интересные объяснения!
pervuhinsergey1961
С большим удовольствием посмотрел. Вот всю думаю, а вот одежда вся яркая. таких расцветок которую называют традиционной такая и была, лет 200-300-900 назад, или же это появилось только в наше время, а лишь узоры традиционные. Это не только ханты, манси, это вот ко всем эносам сибири и ДВ относится. Не в курсе?
aprel2011
Сергей, спасибо за комментарий. Конечно раньше у ханты не было возможности использовать в пошиве одежде такие яркие ткани, которые появились только в относительно современное время. Узоры на одеже делали путем комбинации меха разного цвета. Но сейчас ханты с удовольствием пользуются современными тканями, оставляя неизменными традиционные орнаменты, так как они несут большую смысловую нагрузку.
Astro4ka
Ира, какие великолепные наряды? На деток в национальных шубках налюбоваться не могла.
У тебя даже не фотоальбом, а настоящий рассказ, хороший и очень познавательный
Ума не приложу, почему не поставлен в разделе "лучшее".
Vlad_TA
Astro4ka писала 1 апреля 2018 г. 16:48
Ума не приложу, почему не поставлен в разделе "лучшее".
Вот это точно! Хотя... Думаю, что не место красит альбом, а альбом красит место. Просто раздел "Лучшее" от этого много потерял.
aprel2011
У тебя даже не фотоальбом, а настоящий рассказ, хороший и очень познавательный

Спасибо большое, очень приятно читать такие слова
Prohoziy
Спасибо за альбом, Ирина! Словно на Севере побывал опять.
denis111
Круто! Очень интересно! Может быть и я когда нибудь увижу нечто подобное
aprel2011
Спасибо:) От всей души желаю Вам побывать на подобном празднике
Galina_Gorshenina
Ира, потрясающие фотографии! столько света, тепла и доброты в них!))) столько уже слышала про этот праздник, но никогда еще не была. надо выбираться! )))
aprel2011
Галина, спасибо:) Подобные праздники проводятся во многих поселениях, обязательно надо побывать. Для нас Русскинская просто ближе, хотя тоже добираться очень не удобно.
Galina_Gorshenina
на след.год я наметила побывать на Севере у ненцев, надеюсь, сложится все!
16IrinaAnaneva
Ириша, очень самобытные и яркие наряды у местных жителей, а оленей я просто обожаю. Спасибо за альбом.
Vlad_TA
Ирина, Вы так заинересовали меня своим рассказом, что я даже не вспомнил сразу все возникшие вопросы. А на те, которые вспомнил, Ваши ответы были просто исчерпывающими. Но вот вспомнил еще один.
работают передвижная флюорография и лаборатория анализов крови на ВИЧ.
Ну с флюрографией всё понятно. Тем более, что люди постоянно дышат очень холодным воздухом. А на счёт ВИЧ, неужели и у них это актуально? Ведь, как я понимаю, эти люди живут весьма обособленно. Или я ошибаюсь?
aprel2011
Владимир, думаю, что сделать анализы крови на ВИЧ хантам предлагают так как в целом ситуация у нас в Югре по СПИДу очень напряженная, статисты утверждают, что болен каждый 91 житель округа. Где-то ситуация более благополучна, где-то менее. Возможно экспресс-тестирование коренных народов один из способов власти "держать руку на пульсе". Кстати, вспомнила, что на празднике еще работал "Библио-мобиль"...
Vlad_TA
М-да. Печальная статистика. А библиомобиль, это передвижная библиотека? Или книжный магазин? Уже отправил сообщение, и вдогонку подумал, а как вообще организована медицинская помощь у этих оленеводов?
aprel2011
Библиомобиль - это библиотека на колёсах. С медицинскими обследованиями два варианта: направляют бригаду врачей в удалённые места проживания хантов или, если есть такая возможность, люди самостоятельно приезжают в городские или сельские поликлиники. Конечно, как у любой этнической группы, народная медицина хантов в их среде популярна.
Vlad_TA
Спасибо, Ира, за интересные и полные ответы.
Vlad_TA
Интересно. Сейчас прочитал, что важность оленей в жизни некоторых народов столь велика, что например в эвенкийском языке, для обозначения олененй разного возраста, пола, внешности есть несколько десятков терминов!
aprel2011
Да, такое "многоименье" может быть направлено на то, чтобы запутать враждебных духов. В прошлом году на Слёте оленеводов мы пообщались с хантом по имени Аристарх, он был участником гонок на оленьих упряжках. Узнали от него, что ханты дают имена оленям, конечно, не думаю что имена есть у каждого оленя, если их голов 300 в стаде. Так вот Аристарх отказался сказать нам имена своих оленей в упряжке. Наверняка это связано с суевериями...
Lyudmila_Klyopova
Замечательный праздник! Далековато, нам приходится обходиться суррогатами. В Подмосковье есть национальный парк кочевых народов, вот туда, надеюсь, найдётся время заглянуть.
aprel2011
Думаю, что в парке кочевых народов очень интересно, тоже с удовольствием бы посетила. Спасибо за комментарий
Lyudmila_Klyopova
Интересно. Больше всего хотелось прокатиться на санках в собачьей упряжке, но не получилось. Как-нибудь наверстаем.
aprel2011
В Дзержинском есть замечательный "Полярный уголок", там и оленей много и хаски, мы были, очень понравилось!
Svet-lanka
Классный праздник! Колоритно! Малыши в шубках такие забавные. Альбом очень позитивный, отличный репортаж .
sovikont
Прекрасная традиция!!! И как хорошо , что есть эти праздники и культура сохраняется!!!
NataliaC
Невероятно колоритное действо, как хорошо, что устраиваются такие праздники! Дети в узорчатых шубкам-прелесть!
aprel2011
Теперь каждый год с нетерпением жду этого праздника Спасибо
NataliaC
Конечно, такая зрелищность и адреналин вокруг!
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.